Главная страница | Телескопы | Библиотека | Статьи | Архивы | Работа сайта |
Библиотека - Истрико-астрономические исследования - Хронология астрономии |
Обновлено: 27.10.01 |
Хронология астрономии II. Развитие натурфилософской космофизики (Древняя Греция, Китай, Индия) 1 тыс. до н. э., первая половина IX-VII вв. - выделение созвездий и ярких звезд: Медведицы (без разделения на Большую и Малую), Ориона, Волопаса, Сириуса (букв. «Сверкающий»);мифологические представления о Вселенной как арене борьбы антропоморфных богоз (Др. Греция, - Гесиод, «Труды и дни», «Теогония»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»). 776 - расчетное начало греческого летосчисления по олимпиадам. 763 - наиболее старое из известных наблюдение полного солнечного затмения в Вавилоне. 753.21.IV - начало римского летосчисления «от основания Рима». VIII-V вв. - открытие лунных узлов и их перемещений по небу (Китай). 720 - начало систематической регистрации солнечных затмений (Китай). Ок. 700 - выделение зоны близ небесного экватора и эклиптики (шириной в 30°) si разделение ее на 15 созвездий, названных именами животных (Вавилон). 687.16.III - первая запись о звездном дожде (Китай). VII в. - время изготовления древнейшей найденной на Земле (Вавилон) отшлифованной линзы. 603.18.V - солнечное затмение, якобы наблюдавшееся Фалесом. VII - VI вв. - возникновение учения о «ян-ци» и «инь-ци» - противоположных первоэлементах, борьбой и неразрывным единством которых объяснялось существование всего окружающего мира (Китай); разделение круга на 360 частей, лунного пути на 36 10-градусных участков («деканы»), изобретение арифметического метода описания неравномерного движения Луны («зигзагообразная функция»), установление периодичности появления планет в разных участках неба, введение должности придворного астронома (Вавилон). VI в. - возникновение учения «даосизма» о трех принципах природы: «дао» (материальная первооснова, направляющая события, букв. - «путь» ), «дэ» (способ проявления «дао», близкий к понятию «энергии») и «у-вэй» (принцип «недеятельности» - невмешательства в порядок природы, гармонии с ней) - основатель:Лао-цзы (Китай). Конец 2 - первая пол. 1 тыс. - объяснение упорядоченности мира (небесных движений) действием организующего принципа «риты» и борьбой «риты» и «анриты» (хаоса), идея взаимозависимости существования человека и Вселенной, идея возникновения Вселенной (из «зародыша» под влиянием первоначального космического «жара», или «напряжения» (тапас)) и бесконечно повторяющихся циклов рождения и смерти Вселенной (Индия, «Ригведа»). 595 - наиболее раннее открытие 19-летнего цикла сочетаний лунных фаз и дней солнечного тропического года (Китай; в 450 г. переоткрыт в Вавилоне; в 433 г. независимо Метоном, Др. Греция). VI в. - выделение на небе Млечного Пути; космолого-космогонические элементы в учении Конфуция; небесный первоэлемент «ци» как начало всего (Цзы Хань); шесть видов «ци» и опасность вмешательства в природные процессы, чтобы не нарушить порядок «ци» (Сян-гун, Китай). VI в. - различные календарные системы лунного, солнечного и гражданского календаря, 7-дневная неделя с планетными названиями (Индия); деятельность Клеострата Тенедосского - первого известного древнегреческого астронома-наблюдателя, введение созвездия Малая Медведица с Полярной звездой (Фалес), открытие неодинаковой длительности сезонов (Евктемон), установление единства «Утренней звезды» («Фосфор») и «Вечерней» («Геспер») (Пифагор, Парменид). VI в. - формирование трех главных философских школ в Др. Греции: ионийской (основатель - Фалес, ученики и последователи - Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), пифагорейской (основатель - Пифагор, последователи - Алкмеон, Хикетас, Экфант, Филолай), элейской (основатель - Парменид, последователи - Мелисс, Зенон Элейский, автор логических парадоксов - «апорий»); начало наблюдений пяти планет пифагорейцами и открытие их движений с запада на восток, помимо суточного (Алкмеон Крдтонский); идея шарообразности Земли (Фалес, Пифагор); утверждение, что Луна заимствует свет от Солнца (Фалес); идеи Анаксимандра об «апейроне» (беспредельного, вечного и направляющего первоначала всего), циклически возрождающейся и единственной Вселенной, древнейшее известное Европе сочинение «О природе»; учение Пифагора: о числовой гармонии мира («все есть число»), возникновении Вселенной из «зародыша» - Огненной Единицы, первая негеоцентрическая модель мира (движение Земли вокруг центрального огня). 532 - первая известная регистрация «звезды-гостьи» (Китай). Вторая пол. VI в. - Анаксимен: идеи вечного движения первичной субстанции («воздуха»), ее сгущения и разрежения как механизма формирования всех вещей, небесные светила - воспламенившиеся испарения Земли. Конец VI в. - Парменид: учение о Вселенной как едином, протяженном, неделимом, неподвижном, неизменном вечном бытии, первое определение физики как учения о мире осязаемых вещей. Конец VI - нач. V в. - Гераклит Эфесский («Темный»): учение об особой «огненной субстанции» как первоначале всего, об универсальном управляющем принципе закономерности и необходимости (Логос), о бесконечной изменяемости всего, светила - особо чистые испарения Земли; наряду с Хикетасом и Экфантом проповедовал идею подвижности Земли. 1 тыс. - появление и расцвет астрологии в Вавилоне (на основе наблюдений Венеры), наблюдения пяти планет, совершенствование лунного календаря, открытие (по Нейгебауэру) 18-летнего цикла повторяемости лунных затмений (но не сароса! Время и место открытия последнего неясны). Сер. 1 тыс. - создание древнейших известных книг с астрономическими сведениями (Китай). 1 тыс. до н. э., вторая половина Появление учения джайнизма о Вселенной, состоящей из пустоты, изменяющихся - путем соединения и разделения - материальных тел (состоящих в свою очередь из «атомов» - ану и «молекул» - скандха) и эфира (Индия). Ок. 470 - падение огромного метеорита у р. Эгос (Козья) (Фракия), объясненного Анаксагором как кусок, оторвавшийся от раскаленного Солнца. V в. - Анаксагор: учение о бесчисленном множестве «элементов» бытия - элементарных качеств, о развитии всего под действием направляющего принципа «Нус» (букв. - Ум) и двух противоположных сил - разделяющей (вращение) и «стремления подобного к подобному», Вселенную считал единственной, возникшей в виде гигантского вихря, внезапно зародившегося в неподвижной вначале среде и постепенно замедлившегося, небесные светила - оторвавшимися при вращении молодой Земли кусками скал, допускал обитаемость Луны; Филолай Кротонский: первое обнародование пифагорейской системы мира; Левкипп:учение о беспредельной и закономерно развивающейся Вселенной, состоящей из пустоты и множества разновидных телец (Др. Греция). V в., вторая пол. - первое в Европе измерение наклона эклиптики к экватору e (Энопид Хиосский, - Др. Греция). Конец V - нач. IV в. - атомизм Демокрита как развитие учения Левкиппа (дискретно не только вещество, но и пространство);первое утверждение, что Млечный Путь - скопище звезд; идея сосуществующих одновременно, различных по размерам, структуре и возрасту вселенных;Платон: основы теоретического познания природы (в том числе движения небесных тел), идея мирового эфира, конечной, единственной, но не вечной Вселенной (само время возникает вместе со Вселенной). |
|||||
> |