Главная страница | Телескопы | Библиотека | Статьи | Архивы | Работа сайта |
Библиотека - Истрико-астрономические исследования - Хронология астрономии |
Обновлено: 27.10.01 |
Хронология астрономии Авторы и пропагандисты фундаментальных идей, формировавших астрономическую картину мира на разных этапах ее развития Фалес Милетский (624-548): материалистическое представление о Вселенной, шарообразность Земли, первоначало всего - вода. Анаксимандр (ок. 610-546): беспредельное первоначало - апейрон; единственность и циклическое развитие Вселенной. Анаксимен (ок. 588-525): первичная субстанция - вечно движущийся воздух; сгущение и разрежение как способ формирования всех вещей; звезды - воспламенившиеся испарения Земли, ниже Луны и Солнца. Пифагор (ок. 570-497): первая негеоцентряческая система мира; числовая гармония Вселенной, музыка сфер. Лао Цзы (VI в. до н. э.): материальность Вселенной; три принципа ее развития (дао - путь, направление изменений, дэ - «энергия», у-вэй - невмешательство, гармония с природой). Цзы Хань (VI в. до н. э.): первоначало всего - небесный элемент ци. Сян-гун (VI в. до н. э.): шесть видов ци; опасность вмешательства в природу - нарушения порядка ци. Гераклит Эфесский (ок. 544-ок. 483): первоначало всего - огонь; принцип закономерности, необходимости, управляющий Вселенной (Логос); бесконечная изменяемость всего, идея подвижности Земли. Парменид (вторая пол. VI - нач. V в.): первое логически завершенное учение о Вселенной в целом как о единственном, однородном, поэтому абсолютно неподвижном, неизменном, непроявляющемся бытии, а потому абсолютно непознаваемом (первый «космологический парадокс»). Левкипп (ок. 500-440): Вселенная как беспредельное множество бескачественных, различающихся размером и формой атомов (букв. - нерассекаемых), движущихся в пустоте и составляющих видимые тела, а потому подвижная в своих элементах, проявляющаяся для наблюдателя и развивающаяся (снятие парадокса Парменида). Введение абсолютной пустоты. Анаксагор (ок. 500-428): Вселенная как бесчисленное множество вечных неизменных первичных качеств - самостоятельно: существующих элементов бытия, в том числе парных (холод - теплота и т. п.). Развитие Вселенной под действием противоположных сил (разделяющего вращения и стремления подобного к подобному) и направляющего принципа «Нус» (Ум). Отрицание абсолютной пустоты. Возникновение единственной материальной Вселенной как внезапного вихря; светила - оторвавшиеся от Земли при ее быстром первоначальном вращении куски скал, раскалившиеся при движении сквозь огненный эфир. Филолай (V в. до н. э.): первое обнародование' пифагорейской системы мира. Демокрит (470/457 - 370/357): развитие атомистического учения Левкиппа. Вселенная - из неделимых бескачественных движущихся элементов материи, подчиняющихся строгим механическим законам (идея детерминизма). Абсолютное пространство как однородная изотропная пустота. Возникновение местных вихрей - зародышей будущих вселенных с локально анизотропным пространством. Сосуществование вселенных, различающихся структурой и возрастом. Утверждение звездного состава Млечного Пути. Платон (429-347): введение мирового эфира как особой небесной стихии; геометризация стихий (сопоставление их с пятью правильными многогранниками - «платоновыми» телами); идея рождения времени с рождением Вселенной - единственной, конечной, невечной. Идея изучения природы путем разложения сложных явлений на простые элементы, доступные математическому описанию. Евдокс (ок. 408-ок. 355): первая математическая геоцентрическая модель мира (из 27 гомоцентрических сфер). Гераклид Понтийский (388-315): гелиогеоцентрическая система мира; идея суточного вращения Земли. Аристотель (384-382): первая целостная логически завершенная и опиравшаяся на наблюдения космофизическая картина мира: материальная Вселенная конечна, замкнута, единственна (охватывает всю существующую материю), а потому вечна; разделение природы тел и движений на принципиально различающиеся подлунный и надлунный (космический) миры (принцип «дихотомии»). Идея анизотропии пространства, объясняющая геоцентризм мира. Отрицание существования абсолютной пустоты. Эпикур (341-270): материальная беспредельная Вселенная, подчиняющаяся механическим законам; дополнение механического детерминизма Демокрита идеей самопроизвольных уклонений движений атомов от прямолинейных («клинамен»), обеспечивающих столкновение атомов и общее изменение, развитие материального мира. Идея анизотропности беспредельного пространства (наличие «верха» и «низа» в нем). Зенон Китийский (ок. 336-ок. 264): идея «пневмы» - особой среды, находящейся в состоянии натяжения, заполняющей Вселенную, пронизывающей все тела и определяющей развитие всего. Куэй Ши и Гуньсунь (IV-III вв.): материальное единство и бесконечность Вселенной в пространстве и во времени. Аристарх Самосский (ок. 310-230): наиболее ранняя известная идея гелиоцентризма. Сунь Цзы (296-238): материальность Вселенной, развивающейся по естественным законам. Архимед (ок. 287-212): первая известная умозрительная оценка колоссальных размеров звездной Вселенной; изложение гелиоцентрической идеи Аристарха. Гиппарх (190/180-125): идея движения звездной сферы, помимо суточного (как объяснение явления прецессии); математическое моделирование неравномерного движения Солнца и Луны с помощью эксцентриков. Лю Ань (II в. до н. э.): рождение Вселенной «из пустоты» (в смысле - из жизненного мирового эфира). Ван Чунь (I в. до н. э.): рождение Вселенной из вечной материальной субстанции «ци» как проявление самодвижения материи и в силу принципа «дао». Сенека Л. А. (Младший} (ок. 4 г. до н. э. - 65 г.): космическая природа комет (наиболее ранняя известная идея). Птолемей К. (ок. 87-165): полная математическая геоцентрическая модель движений Солнца, Луны и планет на базе идеи деферента, эпицикла и новой оригинальной идеи экванта - как основа для формирования классической геоцентрической картины мира. Плутарх (ок. 46 - ок. 127): обоснованная косвенным экспериментом идея неровности поверхности Луны (отрицание идеальной гладкости поверхности небесных светил). Лукиан Самосатский (II в.): первое сочинение о полетах на Луну, Солнце и звезды как свидетельство укреплявшейся идеи материальности небесных тел. Ориген (ок. 185-253/254): библейское обоснование идеи множественности обитаемых миров и множественности вселенных. Василий Великий, Григорий Нисский (IV в.): защита идеи шарообразности Земли как не противоречащей Библии. Ариабхата (476-550): поддержка идеи шарообразности Земли. Косма Индикоплов (VI в.): возвращение к идее плоской Земли. Брахмагупта (598 - после 665): идея тяготения. Анания Ширакаци (VII в.): защита идеи шарообразности Земли, звездного состава Млечного Пути, естественного развития мира. Иоанн Дамаскин (VIII в.): возрождение элементов античных космологических учений. Бируни (973-1048): возможность осевого вращения Земли; идеи астрофизического содержания (наиболее раннее объяснение зодиакального света и др.). Чжан Цзай (1020-1077): формирование Вселенной в результате сгущения первоначальной субстанции ци и развитие ее в результате взаимодействия противоположных начал «инь» н «ян» (составных частей ци). Гроссетет Р. (1175-1253), Бэкон Р. (1214-1292/1294): геометрико-оптико-космологическая концепция формирования Вселенной по аналогии с мгновенным распространением сферического пучка света; световая сфера как силовая с ослаблением действия ~r-2; ее плотное ядро - Земля, небесные тела - из неоднородностей плотности на периферии мгновенно расширившейся, но конечной сферы световой материи. Буридан Ж. (ок. 1300 - ок. 1358): защита идеи движения Земли (осевого и поступательного, пространственного). Орем Н. (ок. 1323-1382): несоизмеримость небесных движений и нециклическое, эволюционное изменение Вселенной. Николай Кузанский (Кребс, 1401-1464): бесконечная, однородная, изотропная, вещественно единая Вселенная; движение Земли в пространстве; распространенность жизни во Вселенной. Леонардо да Винчи (1452-1519): материальное единство Вселенной, множественность центров тяготения, но не взаимодействующих друг с другом;нецентральность положения Земли. Коперник Н. (1473-1543): полная логически и физически обоснованная и математически разработанная гелиоцентрическая система мира; допущение трех движений Земли: осевого, орбитального и «третьего» (для объяснения прецессии) - отправная точка первой великой научной революции в естествознании. Гильберт В. (1540-1603): идея глобального магнетизма и первая попытка объяснить на этой основе осевое вращение Земли. Тихо Браге (1546-1601): полная гелио-геоцентрическая система мира; идея рождения звезд из диффузной материи, якобы составляющей Млечный. Путь (для объяснения сверхновой 1572 г. в Кассиопее). Бруно Дж. (1548-1600): дальнейшее развитие идеи гелиоцентризма, отрицание абсолютного гелиоцентризма; идея бесконечности, ацентричности Вселенной, множественности обитаемых миров, самодвижения (одушевленности) небесных тел. Галилей Г. (1564-1642): научная революция в механике; опровержение принципа дихотомии (разделения надлунного и подлунного миров) открытием гор на Луне: наблюдательное обоснование и пропаганда гелиоцентризма. Кеплер И. (1572-1630): защита и развитие гелиоцентризма - отказ от принципа круговых равномерных бессиловых движений небесных тел (научная революция в небесной механике); новое понимание числовой гармонии мира (в основе природы - количественные законы); идея всемирной космической силы типа магнитной с источником в Солнце. Декарт Р. (1596-1650): возрождение вихревой космогонии; бесконечность Вселенной, отрицание абсолютной пустоты; множественность солнечных систем. Гюйгенс X. (1629-1695): гипотеза о туманности Ориона как разрыве в небесной сфере, сквозь который видны далекие огненные области Вселенной. Гук Р. (1635-1703): развитие идеи силы всемирного тяготения; два возможных объяснения лунных кратеров-цирков (вулканическое и ударное, от внешнего тела). Ньютон И. (1643-1727): завершенная физическая и астрономическая картина мира на основе классической ньютоновской механики и закона всемирного тяготения; неизбежность бесконечности гравитирующей звездной Вселенной;абсолютные независимые пространство и время, не зависящие от наличия материи. Отрицание чисто механической космогонии (из-за симметрии механических движений); идея необходимости вмешательства разумной силы для компенсации взаимных возмущений в движениях небесных тел и поддержания устойчивости Солнечной системы. Лейбниц Г. (1646-1716): первая гипотеза о раскаленном состоянии прото-Земли («Протогеи»). Галлей Э. (1656-1742): млечные туманности - самосветящиеся образования огромных размеров; первая идея космической природы болидов; наиболее ранняя формулировка фотометрического парадокса. Дерхем В. (1657-1735): идея огромных размеров и чудовищной удаленности млечных туманностей, их существенной роли во Вселенной. Две допускаемые гипотезы об их природе: скопление тонких паров или разрывы в небесах (возрождение идеи Гюйгенса). Фонтенель Б. (1657-1757): множественность обитаемых миров и качественное разнообразие жизни во Вселенной. Уистон В. (1667-1752): первая катастрофическая гипотеза о происхождении Земли (из кометы, захваченной Солнцем в результате столкновения ее с несколькими другими кометами). Сведенборг Э. (1688-1772): развитие вихревой космогонии: Земля -из вихревой струи вещества, вырвавшегося из Солнца. Упорядоченность системы звезд Млечного Пути под действием магнитных сил. Бюффон Ж. Л. Л. (1707-1786): планетная катастрофическая космогоническая гипотеза: синтез и развитие идей Уистона и Сведенборга. Райт Т. (1711-1786): млечные туманности - самостоятельные вселенные в виде относительно тонких полых сферических или кольцевых звездных слоев («островные вселенные»). Млечный Путь - визуальный эффект наблюдения изнутри звездного слоя. Идея движений звезд слоя вокруг общего центра системы («эклиптика звезд»). Бошкович Р. (1711-1787): идея взаимопроникающих, но взаимно ненаблюдаемых вселенных. Эпинус Ф. (1724-1802): лунные цирки - свидетельство продолжающейся вулканической деятельности на Луне; идея ледяного ядра комет. Кант И. (1724-1804): первая универсальная эволюционная космолого-космогоническая гипотеза холодного образования Солнечной системы из пылевидной материи: первая интерпретация Млечного Пути как реальной дисковидной динамической системы звезд; идея иерархической структуры островной Вселенной с общим центром вращения. Ламберт Г. (1728-1777): иерархическая структура Вселенной с конечным (единым покоящимся) центром; идея динамической эволюции Млечного Пути как системы звезд. Гершель В. (1738-1822): скучивание млечных туманностей в скопления и сверхскопления и пластообразная крупномасштабная структура мира туманностей. Гипотеза группового формирования звезд из диффузной материи (под действием гравитационного сжатия), продолжающегося и в наше время. Лаплас П. С. (1749-1827): детальное развитие небулярной планетной космогонической гипотезы. Хладни Э. (1756-1827): космическое происхождение аэролитов (детально развитая и обоснованная концепция). Ольберс Г. (1758-1840): первая ставшая широко известной формулировка фотометрического парадокса, с выводом о необходимости существования межзвездного поглощения света (парадокс Ольберса-Шезо). Катастрофическая гипотеза происхождения астероидов в результате разрушения большой планеты между Марсом и Юпитером. Метеориты - выбросы лунных вулканов. Томсон В. (лорд Кельвин, 1824-1907): разогрев вещества в результате гравитационного сжатия как источник звездной энергии («контрактационная гипотеза»). Идея тепловой смерти Вселенной ввиду действия II Начала термодинамики (роста энтропии). Скиапарелли Дж. (1835-1910): метеорные потоки (звездные дожди) - остатки разрушающихся комет; гипотеза о существовании каналов на Марсе. Чемберлин Т. К. (1843-1928): вихревая катастрофическая планетная космогоническая гипотеза с новой идеей - возникновения промежуточных тел - «планетезималей» в процессе холодного формирования планет. Больцман Л. (1844-1906): флуктуационная космологическая гипотеза, снимающая парадокс тепловой смерти Вселенной. Зелигер X. (1849-1924): формулировка гравитационного парадокса. Шарлье К. В. Л. (1862-1934): усовершенствованная концепция иерархической Вселенной, снимающая фотометрический и гравитационный парадоксы. Идея Метагалактики как сверхсистемы второго (после Галактики) порядка. Джинс Дж. (1877-1946): гравитационная неустойчивость как основа эволюционных процессов в космосе; развитая катастрофическая планетная космогоническая гипотеза. Аннигиляция е- + р как механизм высвобождения внутриатомной звездной энергии. Идея особой роли ядер спиральных туманностей как мест, где в нашу Вселенную втекает материя иной Вселенной. Эйнштейн А. (1879-1955): принципиально новая интерпретация тяготения как эффекта искривленности пространства-времени при наличии материи; релятивистская космология. Модель стационарной Вселенной, конечной в пространстве, бесконечной во времени. Эддингтон А. С. (1882-1944): развитие новой концепции внутриатомного источника звездной энергии (синтеза элементов); первая математическая теория внутреннего строения звезд. Шелли X. (1885-1972): идея Галактики как единственной наблюдаемой звездной системы (спиральные и другие млечные туманности - внутригалактические объекты). Фридман А. А. (1888-1925): первая математическая теория нестационарной релятивистской Вселенной; первые расчетные оценки возраста Вселенной (времени ее расширения, или «периода мира») в десятки миллиардов лет. Хаббл Э. (1889-1953): закон красного смещения в спектрах далеких галактик и доплеровская интерпретация его, подтверждающая концепцию расширения Вселенной. Фесенков В. Г. (1889-1972): идея многоаспектности и комплексности космогонической проблемы - выделение роли астрофизики, а в дальнейшем и метеоритики в ее развитии, необходимость объединения звездной и планетной космогонии. Шмидт О. Ю. (1891-1956): возрождение и развитие эволюционной планетной «метеоритной» космогонической гипотезы холодного формирования Земли и планет. Леметр Ж. (1894-1966): возникновение Вселенной из сверхплотного состояния материи. Цвикки Ф. (1898-1974): идея ячеистой крупномасштабной структуры Вселенной - почти соприкасающихся сверхскоплений галактик (модель «мыльная пена»). Оорт Я. (р. 1900): идея существования постоянного кометного «облака» («Облако Оорта» - резервуар комет) на периферии Солнечной системы на расстояниях, сравнимых с межзвездными. Гамов Г. А. (1904-1968): концепция «горячей Вселенной» с выводом о существовании в наблюдаемой Вселенной остаточного (от первоначального «Большого Взрыва») реликтового радиоизлучения. |
|||||
> |