Вследствие вращения Земли вокруг оси небесные светила и все небо представляются нам находящимися в непрерывном движении. Все же мы можем получить четкие изображения светил, если возможно делать моментальные снимки или применять очень короткие выдержки.
Солнце, Луна и затмения, происходящие от их взаимного движения, очень подходят для моментальных снимков. К ним мы теперь и обратимся, чтобы начать с легких сюжетов.
Нужно напомнить, что эти светила дают лишь очень малые изображения в фокусе малоформатных аппаратов (см. таблицу 3). Фокусное расстояние около 12 см, при котором изображения Солнца и Луны получаются около 1 мм диаметром, часто рассматривается как минимальное. Но тем не менее направить ваш маленький аппарат на Луну, хотя бы из любопытства, ничто вам не мешает; проявив пленку в мелкозернистом проявителе, можно частично скомпенсировать малость фокального изображения. По этому поводу напомним, что объективы, применяемые для камер малого формата, дают максимум разрешения при диафрагмах от 1/8 до 1/11. Однако в дальнейшем мы не будем рассматривать аппараты с объективами, имеющими фокусное расстояние менее 10-20 см.
При фотографировании Солнца нужно соблюдать предосторожность: необходимо ослаблять поток света, который оно к нам посылает. Не вздумайте гордо испытывать по Солнцу мощность объектива со светосилой 1/2! (Шторный затвор камеры с полем 24x36, расположенный в фокальной плоскости, может быть очень скоро разрушен благодаря сильному жару, сконцентрированному в изображении.) Поэтому надо сильно диафрагмировать объектив (до 1/20,1/30 и менее) и применять пластинки и пленки малой чувствительности (диапозитивные, "Процесс", "Микрат" и т. п.). На пути лучей надо поставить сильно окрашенное поглощающее стекло. Удобное решение состоит в том, чтобы применять обычную малочувствительную, не панхроматическую эмульсию и помещать перед объективом темнокрасный светофильтр хорошего оптического качества. Сильно ослабленного света Солнца еще достаточно, чтобы позволить делать моментальные снимки в 1/100 секунды и даже меньше.
Рис. 5. а) Последовательные фазы частного затмения Солнца 28 апреля 1949 г., зарегистрированные камерой 9x12 см с фокусным расстоянием 13 см, задиафрагмированной до f/50; красный светофильтр; выдержки около 1/100 сек через каждые три минуты (увеличение 3,3x). б) Фотография максимальной фазы, увеличенная в 30 раз.
Неподвижным аппаратом, фотографируя через правильные интервалы около трех минут, можно получить интересную серию изображений Солнца, вытянутую в виде бус. Постепенное ослабление блеска по мере опускания светила к горизонту представляет вместе с тем прекрасный урок космографии и великолепную иллюстрацию эффекта атмосферного поглощения (см. § 106).
Таким же образом можно получить очень выразительный "фильм" последовательных фаз солнечного затмения, как показывает рис. 5, а. Эти маленькие изображения отлично подходят к тому, чтобы посредством промежуточных перепечаток получить сильные увеличения (см. гл. VII, § 29). Их можно без труда увеличить раз в 30 и более без потери четкости (рис. 5,6). При съемке Луны мы, конечно, уберем светофильтры и откроем диафрагму. Мы воспользуемся мелкозернистой панхроматической эмульсией средней чувствительности. Для получения максимума разрешения объектива при светосиле от 1/8 до 1/11 нужны выдержки от 1/10 до 1/25 сек; при этих условиях разрешающая способность лимитируется эмульсией, а не объективом. При полном отверстии было бы обратное явление.
Предпочтительнее, конечно, регулировать экспозицию затвором, но чтобы последний не вызывал вибрации аппарата или по крайней мере вызывал ее лишь после короткой экспозиции, лучше применять достаточно длинный, гибкий спусковой тросик. В случае отсутствия его снимите осторожно крышку с объектива, держа ее перед ним. Выждите несколько секунд, чтобы вибрации заглохли, и осуществляйте экспозицию, быстро открывая и заслоняя объектив.
Рис. 6. Полная Луна,
сфотографированная аппаратом "Лейка"
(типа "ФЭД" или "Зоркий").
Объектив с фокусным
расстоянием 135 мм, диафрагма 1/9;
пленка "Микрат", выдержка 1/2 сек
(увеличение 25x).
Красивые маленькие изображения лунного серпа, затем Луны в первой четверти и, наконец, полного диска, получаемые изо дня в день, позволят составить приятную коллекцию различных фаз нашего спутника. Сильно увеличенные при перепечатках, они позволят тогда различить на Луне больше деталей, чем их можно видеть невооруженным глазом (рис. 6).
При съемке затмения Луны, работая с неподвижной камерой и с экспозициями через каждые три минуты, можно будет, как и для Солнца, сохранить поучительный сувенир его последовательных фаз. Будет заметно также, что в течение полной фазы яркость лунного диска погруженного в земную тень, слишком мала для моментальной съемки. Его надо экспонировать примерно в 10000 раз дольше, чем полную Луну.
Предыдущий параграф |
Оглавление |
Следующий параграф |