Главная страница | Телескопы | Библиотека | Статьи | Архивы | Работа сайта


  Библиотека - Истрико-астрономические исследования - Хронология астрономии

Обновлено: 27.10.01


>

Хронология астрономии


II. Развитие натурфилософской космофизики (Древняя Греция, Китай, Индия)

1 тыс. до н. э., первая половина

IX-VII вв. - выделение созвездий и ярких звезд: Медведицы (без разделения на Большую и Малую), Ориона, Волопаса, Сириуса (букв. «Сверкающий»);мифологические представления о Вселенной как арене борьбы антропоморфных богоз (Др. Греция, - Гесиод, «Труды и дни», «Теогония»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»). 776 - расчетное начало греческого летосчисления по олимпиадам. 763 - наиболее старое из известных наблюдение полного солнечного затмения в Вавилоне. 753.21.IV - начало римского летосчисления «от основания Рима». VIII-V вв. - открытие лунных узлов и их перемещений по небу (Китай). 720 - начало систематической регистрации солнечных затмений (Китай). Ок. 700 - выделение зоны близ небесного экватора и эклиптики (шириной в 30°) si разделение ее на 15 созвездий, названных именами животных (Вавилон). 687.16.III - первая запись о звездном дожде (Китай). VII в. - время изготовления древнейшей найденной на Земле (Вавилон) отшлифованной линзы. 603.18.V - солнечное затмение, якобы наблюдавшееся Фалесом. VII - VI вв. - возникновение учения о «ян-ци» и «инь-ци» - противоположных первоэлементах, борьбой и неразрывным единством которых объяснялось существование всего окружающего мира (Китай); разделение круга на 360 частей, лунного пути на 36 10-градусных участков («деканы»), изобретение арифметического метода описания неравномерного движения Луны («зигзагообразная функция»), установление периодичности появления планет в разных участках неба, введение должности придворного астронома (Вавилон). VI в. - возникновение учения «даосизма» о трех принципах природы: «дао» (материальная первооснова, направляющая события, букв. - «путь» ), «дэ» (способ проявления «дао», близкий к понятию «энергии») и «у-вэй» (принцип «недеятельности» - невмешательства в порядок природы, гармонии с ней) - основатель:Лао-цзы (Китай). Конец 2 - первая пол. 1 тыс. - объяснение упорядоченности мира (небесных движений) действием организующего принципа «риты» и борьбой «риты» и «анриты» (хаоса), идея взаимозависимости существования человека и Вселенной, идея возникновения Вселенной (из «зародыша» под влиянием первоначального космического «жара», или «напряжения» (тапас)) и бесконечно повторяющихся циклов рождения и смерти Вселенной (Индия, «Ригведа»). 595 - наиболее раннее открытие 19-летнего цикла сочетаний лунных фаз и дней солнечного тропического года (Китай; в 450 г. переоткрыт в Вавилоне; в 433 г. независимо Метоном, Др. Греция). VI в. - выделение на небе Млечного Пути; космолого-космогонические элементы в учении Конфуция; небесный первоэлемент «ци» как начало всего (Цзы Хань); шесть видов «ци» и опасность вмешательства в природные процессы, чтобы не нарушить порядок «ци» (Сян-гун, Китай). VI в. - различные календарные системы лунного, солнечного и гражданского календаря, 7-дневная неделя с планетными названиями (Индия); деятельность Клеострата Тенедосского - первого известного древнегреческого астронома-наблюдателя, введение созвездия Малая Медведица с Полярной звездой (Фалес), открытие неодинаковой длительности сезонов (Евктемон), установление единства «Утренней звезды» («Фосфор») и «Вечерней» («Геспер») (Пифагор, Парменид). VI в. - формирование трех главных философских школ в Др. Греции: ионийской (основатель - Фалес, ученики и последователи - Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), пифагорейской (основатель - Пифагор, последователи - Алкмеон, Хикетас, Экфант, Филолай), элейской (основатель - Парменид, последователи - Мелисс, Зенон Элейский, автор логических парадоксов - «апорий»); начало наблюдений пяти планет пифагорейцами и открытие их движений с запада на восток, помимо суточного (Алкмеон Крдтонский); идея шарообразности Земли (Фалес, Пифагор); утверждение, что Луна заимствует свет от Солнца (Фалес); идеи Анаксимандра об «апейроне» (беспредельного, вечного и направляющего первоначала всего), циклически возрождающейся и единственной Вселенной, древнейшее известное Европе сочинение «О природе»; учение Пифагора: о числовой гармонии мира («все есть число»), возникновении Вселенной из «зародыша» - Огненной Единицы, первая негеоцентрическая модель мира (движение Земли вокруг центрального огня). 532 - первая известная регистрация «звезды-гостьи» (Китай). Вторая пол. VI в. - Анаксимен: идеи вечного движения первичной субстанции («воздуха»), ее сгущения и разрежения как механизма формирования всех вещей, небесные светила - воспламенившиеся испарения Земли. Конец VI в. - Парменид: учение о Вселенной как едином, протяженном, неделимом, неподвижном, неизменном вечном бытии, первое определение физики как учения о мире осязаемых вещей. Конец VI - нач. V в. - Гераклит Эфесский («Темный»): учение об особой «огненной субстанции» как первоначале всего, об универсальном управляющем принципе закономерности и необходимости (Логос), о бесконечной изменяемости всего, светила - особо чистые испарения Земли; наряду с Хикетасом и Экфантом проповедовал идею подвижности Земли. 1 тыс. - появление и расцвет астрологии в Вавилоне (на основе наблюдений Венеры), наблюдения пяти планет, совершенствование лунного календаря, открытие (по Нейгебауэру) 18-летнего цикла повторяемости лунных затмений (но не сароса! Время и место открытия последнего неясны). Сер. 1 тыс. - создание древнейших известных книг с астрономическими сведениями (Китай).

1 тыс. до н. э., вторая половина

Появление учения джайнизма о Вселенной, состоящей из пустоты, изменяющихся - путем соединения и разделения - материальных тел (состоящих в свою очередь из «атомов» - ану и «молекул» - скандха) и эфира (Индия). Ок. 470 - падение огромного метеорита у р. Эгос (Козья) (Фракия), объясненного Анаксагором как кусок, оторвавшийся от раскаленного Солнца. V в. - Анаксагор: учение о бесчисленном множестве «элементов» бытия - элементарных качеств, о развитии всего под действием направляющего принципа «Нус» (букв. - Ум) и двух противоположных сил - разделяющей (вращение) и «стремления подобного к подобному», Вселенную считал единственной, возникшей в виде гигантского вихря, внезапно зародившегося в неподвижной вначале среде и постепенно замедлившегося, небесные светила - оторвавшимися при вращении молодой Земли кусками скал, допускал обитаемость Луны; Филолай Кротонский: первое обнародование пифагорейской системы мира; Левкипп:учение о беспредельной и закономерно развивающейся Вселенной, состоящей из пустоты и множества разновидных телец (Др. Греция). V в., вторая пол. - первое в Европе измерение наклона эклиптики к экватору e (Энопид Хиосский, - Др. Греция). Конец V - нач. IV в. - атомизм Демокрита как развитие учения Левкиппа (дискретно не только вещество, но и пространство);первое утверждение, что Млечный Путь - скопище звезд; идея сосуществующих одновременно, различных по размерам, структуре и возрасту вселенных;Платон: основы теоретического познания природы (в том числе движения небесных тел), идея мирового эфира, конечной, единственной, но не вечной Вселенной (само время возникает вместе со Вселенной).



Назад

Оглавление

Вперед


Используются технологии uCoz